Федоров о мере зрелости человечества

ФЁДОРОВ О МЕРЕ ЗРЕЛОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Н. Фёдоров: "Мысль, по которой человек называется сыном человеческим, обнимает весь род, а дело, по которому он так называется, есть обращение слепой смертоносной силы в силу, возвращающую жизнь всем отцам. Прийти в меру возраста Христова — значит сделаться именно сыном человеческим, ибо и сам Христос называет себя сыном человеческим. Гуманист, который называет себя «человеком» и гордится этим именем, очевидно, не пришел еще в меру возраста Христова, не стал еще сыном человеческим; и все отвергшие в наше время культ отцов лишили себя через это права называться сынами человеческими и вместо участия в общем деле сделались лишь органами, орудиями различных производств, стали только клапанами, хотя и думают в то же время, что живут для себя".

КОММЕНТАРИЙ

      1. У ап. Павла есть таинственное упоминание о мере полного возраста Христова: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…» (Ефес. 4, 11-13).

      Понимаем данный фрагмент Евангелия следующим образом.

      Все те, кто ставит своей задачей причащение Телу Христа, не должны считать хищением Образа Божьего убеждение в том, что созидание Тела Христова имеет долгосрочный план и должно завершиться достижением меры полного возраста Христова. Не по отдельности, - это было бы высокомерием, - но все те, кто считают себя причастными Церкви, должны составить Тело Сына Человеческого и вместе с тем Сына Божьего.

   Современное общество с его доминированием права над остальными аспектами социальной жизни представляет собой скорее механизм, чем организм. Живое тело отличается от мертвого механизма, прежде всего, уровнем совершенства. В настоящее время человечество не может искусственно воспроизвести даже самый примитивный организм, не говоря уже о том, чтобы создать существо, подобное человеку. Но есть и важное качественное различие между телом человеческим и механизмом. Человек весь страдает, когда страдает отдельная его часть, отдельная часть не существует вне организма, но сразу пропадает. И тем более - духовное тело Христа, достигающее такой степени солидарности своих членов, что, если бы и один человек, причастившийся Телу, погиб, то и всё Тело жить не могло бы. Однако совершенство духовного Тела Христа состоит не только в солидарном страдании, но больше в способности содержать все свои члены в гармонии друг с другом, в умении растворяться и сниматься в жизни Духа.

     Коль мы верим, что достигнем совершенства Сына Человеческого, Который, подобно Адаму, являет собой образ коллективного человечества, то должны верить и в то, что Сын Человеческий уже есть. Не только в прошлом, но и в будущем. А именно: у нас есть возможность достигнуть Богоподобия, мы обладаем всем необходимым для этого. Мы в состоянии стать единым человечеством, способным господствовать над временем и пространством, - человечеством, для которого нет мертвых, а есть объекты всеобщего воскрешения.

      В это можно деятельно верить, а можно и просто принять к сведению. Пассивная убежденность, что счастливое будущее человечества состоялось, приведет к тому, что мы расслабимся и придем к апокалипсической катастрофе. (Немало тому библейских свидетельств: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет» (Ис. 6, 14).)

       Но и не верить в счастливый итог христианину нельзя, ибо неверие означает отчаяние, а отчаяние равносильно греху к смерти. Остается одно: в Богочеловечество надо верить деятельно, данная теория есть непосредственно и проект. А именно: поверить в Богочеловечество – значит воспринять долг перед отцами, проникнуться ответственностью перед ними. Сделать так – значит, в один момент оказаться в царстве Сына Человеческого.

      Вот почему Апокалипсис, являясь эпохой, воспринимается как мгновение.

Но здесь правомочен и другой вывод: поскольку мы должны верить, что в силах достичь Богоподобия, наше Богоподобие, находясь в вероятном будущем и, будучи в состоянии перемещаться во времени, как в пространстве, может достигнуть нас. Оно, наше Богоподобие, может властно заявить о Себе: «Да, я существую». Но будет ли о том заявлять Богоподобие, даже если оно наше будущее Богоподобие? Разумеется, нет, - во избежание временного парадокса и давая место деятельной вере в Него. Но Сын Человеческий не может допустить, чтобы мы погрузились в отчаяние.

     Предлагаю читателю поставить себя на место будущих сынов человеческих (ангелов), у которых предками являемся мы с вами. Они знают, что, если к определенному времени Х мы не ступим на правильный путь, сыны и дочери наши не родятся и Богоподобия не достигнут, что будет означать растворение их реальности в мире безнадежных вероятностей. В то же время они знают, что, если они сообщат о своем действительном бытии, на спасительный путь (для них и для нас) мы, расслабившись, уж точно не встанем. Если же будем полагать, что никакого будущего нет, кроме как чисто человеческого, в котором самым дальним событием является смерть, мы рано или поздно предадимся гибельному отчаянию и дезорганизуемся в войнах и бунтах, что будет смертью и для будущих сынов человеческих.

      Не знаю, как поступил бы читатель, но автор этих строк, если бы находился в том будущем сынов человеческих, отделенных от отцов своих временным парадоксом, посоветовал бы согражданам дать своим предкам явственный сигнал о том, что их, сынов, Богоподобие и наше человечество в равной степени относительно, вероятностно и взаимодополняемо, хотя и неслитно. Этот явственный сигнал должен быть словом, причем Живым Словом, способным и жить и умирать. В ФАВОРСКИЙ СВЕТ эта идея обоснована на материалах Писания и Предания. Американцы интуитивно пришли к этой идее в фильме Интерстеллар и многих других художественных произведениях (если собрать вместе пророческие искры, в них разбросанные).

     2. Сравнение современного человека, лучше сказать, потребителя, с клапаном очень продуктивно. Клапаны представляют собой регулирующие потоки воды устройства. Современная экономика представляет собой систему потоков товаров и услуг. (Измерять динамику запасов, материального и человеческого капитала еще должным образом не научились.) Значительная часть экономистов понимают, что такие фетиши экономикс, как ВВП и ВНП, безнадежно устарели, и всё же именно потоковые показатели служат основой для макроэкономического измерения. А потому их постоянно реанимируют и стимулируют через воздействие на массового потребителя. При этом воздействие на потребителя может быть очень вредным для человека: например, наибольшие темпы роста американская экономика демонстрирует в периоды обострения международной напряженности, что связано с энергичной работой мультипликатора военно-промышленного комплекса (впрочем, не только с этим). Весомые составляющие ВВП  - это оружие, услуги военных, вино-водочные изделия, сигареты, дорогая упаковка, а также просто бесполезные вещи для человека.

       То, что все эти вещи приобретаются людьми и обществом и, дескать, в этом выражается свободная воля, для нас не аргумент. Здесь идет речь о чуждой истинной человеческой природе гномической воле. Без данного уточнения и потребление наркотиков может представляться реализацией принципа свободы выбора.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА