Троица как путь и образец для всего человечества
Из «Философия Общего дела»:
«Божественное Существо, Которое Само в Себе показало совершеннейший образец общества, Существо, Которое есть единство самостоятельных, бессмертных личностей, во всей полноте чувствующих и сознающих свое неразрываемое смертью, исключающее смерть единство, — такова христианская идея о Боге, т. е. это значит, что в Божественном Существе открывается то самое, что нужно человеческому роду, чтобы он стал бессмертным. Троица — это церковь бессмертных, и подобием ей со стороны человека может быть лишь церковь воскрешенных. В Троице нет причин смерти и заключаются все условия бессмертия…
В учении о Троице заключается путь для совокупного действия человеческого рода, закон всемирной истории не в смысле знания, а в смысле указания пути. В учении о внутренней жизни Триединого Существа заключается откровение об общем деле всеобщего воскрешения, открывается истинный путь, или ход этого дела. Наше слово есть знание об отцах-предках и о природе как средстве возвращения жизни. И это слово есть наш сын, как совокупность всех сынов, если образование всеобще и участие в знании (истории и природы) обязательно для всех без исключения. И это слово не останется лишь представлением, поминовением отцов-предков, не останется художественным лишь изображением, когда знание природы обратит смертоносную силу в живоносную, ибо тогда поколение, совершившее это, будет иметь своим сыном бессмертных отцов, а не смертных сынов».
Комментарий
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1, 26, 27)
Сказал Бог, что сотворит по Образу и Подобию, а сотворил только по Образу. Верующие утверждают, что из этих слов можно вывести правомочность сынов человеческих стремиться к Богоподобию. Тем более, что и Христос говорил: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матф. 5, 48). Не говорил бы Он так, если бы совершенство Отца и Творца не было доступно человеку.
Мы помним, однако, поговорку, распространенную в православной среде: прежде, чем стремиться к обожению, достигни очеловечения. Предупреждение очень уместное, ведь и демонизм руководствуется лозунгом Богоподобия и не удерживается на его высоте. Вот почему надо помнить еще и о том, что наша, верующих, причастность Богу не есть предмет для гордости, а повод для деятельного переживания ответственности за всё, что происходит в мире.
После слов «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» сразу идут слова «мужчину и женщину сотворил их». Мы полагаем, что здесь дается намек на то, что в Божьем существе есть отдельно мужской и отдельно женский аспект. Не так, как в гермафродите, - в гермафродите женская и мужская природа даны изначально в смешении, - а как в идеальной, возвышенной любви между мужчиной и женщиной, являющей собой неслиянное синергетическое единство двух противоположных, но в то же время и взаимодополняемых существ. Так и в Божестве есть имя Бог, позиционирующее активные «мужские» качества - всемогущество, всезнание, всесилие – все те, перед которыми рушатся всяческие барьеры и преграды.. И есть имя Троица, называя которое мы подразумеваем тоже возвышенные, но совсем иные качества – милосердие, святость, пребывание в тайне (что соответствует нашей человеческой добродетели скромности). Разумеется, и Богу присуще милосердие, и Троице всемогущество, но это, как в идеальной семье, - добрые качества супруга переносятся на супругу и наоборот.
Нам очень важно сознавать, что в Божестве следует выделять и пассивную сторону, которая воздействует на человечество так, как воздействует красота, смирение и кротость, пробуждая у верующих мужские качества - активность, инициативу, самодеятельность. В одном из акафистов, посвященном знамению Богородицы в Великом Новгороде, можно прочесть, как святитель Иоанн вознес икону Богородицы на стену осаждаемого города «идеже стрелы от сопротивных яко дождь падаху, и едина из них честный лик Твой на иконе устрели… и слезы от очес источи». Когда защитники города оказались свидетелями этой неземной кротости, в них проснулась мужественность, и они «на сопротивныя устремишася и до конца победиша тех».
Так и доступные нам образы Троицы пробуждают волю верующих к творческому обустройству всеобщего воскрешения. Всё это будет выглядеть прилично, если мы будем руководствоваться Духом Отца и Творца, поборов напрашивающуюся здесь похоть гордости.
(Несколько иначе об этом в Фёдоров о Святом Духе.)
Итак, причащаясь, мы причащаемся Христу, и Он оказывается в нас по кусочкам, как неслиянное единство Божественной воли и человеческой природы, и мы должны жить так, чтобы эти кусочки воссоединились. Но жить так мы можем лишь в том случае, если уже находимся во Христе как неслиянном единстве Божественной природы Троицы и совершенной человеческой воли, вдохновляемой Духом святости, кротости, красоты, - Духом исходящим от Отца и Творца.
Смотрите Глобальный контекст Общего Дела.