Полнота времён

ПОЛНОТА ВРЕМЁН

 

 

   В послании к Ефесянам ап. Павел говорит о мистической полноте времен (Еф. 1, 10), когда Бог откроет «тайну Своей воли» (Еф. 1, 9). Апостол дает понять, что это будет время, когда сидящий одесную Отца Христос окажется «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства» (Еф. 1, 21) До тех пор история направлялась ко Христу под воздействием некоей божественной судьбы: начальством византийского императора, властью римского папы, силой европейских государств, прошедших через воздействие христианства, господством инкарнации Римской империи – Соединенных Штатов, образованных, как известно, вокруг крепкого протестантского ядра. А с наступлением полноты времен Христу будут покоряться добровольно, уразумев «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3, 19), которую теперь не понимают.

Как сказано, в одном из самых древних пророчеств: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». (Быт. 49, 10) По одному из иудейских переводов «пока не придет в Силом», а «Силом» (в переводе) – это и есть радостное приветствие, идущее вслед христианским скипетру и законодательству.

     И вот время полноты времен наступает. Это видно со всей очевидностью тем, кто не боится смотреть вперёд. Именно в наши дни завершаются основные исторические циклы и древние, и сравнительно молодые. Ещё немного и человечество станет единым, как в древнем библейском мифе, - новым Адамом. «Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело» (Еф. 3, 6) И  дальше апостол Павел показывает путь, следуя которым человечество придет к «созиданию тела Христова» (Еф. 4, 12): «все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви». (Еф. 4, 13 – 16)

   Свершится то, что можно будет назвать как рождением Нового Адама, так и воскрешением Тела Христа. Но то, что ныне происходит на нашей планете, можно сравнить, как с муками рождения, так и с распадом и разложением умершего тела. В зависимости от задействованной оптики и предстоящего выбора.   Если уж видеть распад, то распад зашел так далеко, что, всматриваясь в почерневший труп, всё больше сомневаешься: неужели оно способно некогда обрести живую душу и зажить полноценной жизнью?

   Иудейские древности содержат такую историю. Однажды раввин Акива в сопровождении своих товарищей и учеников проходил мимо развалин храма и увидел, как в этом святом месте сделало себе нору нечистое животное – лисица. Спутники рав. Акивы застенали, ну а он засмеялся. ??? Рав. Акива так объяснил свой смех: в пророчестве было сказано о лисах на руинах храма, - значит, сбудется и другое пророчество: о том, что храм будет восстановлен.

     Ну что ж! Как жаль, что мы не сторонники рав. Акивы, можно было бы смеяться, наблюдая, как во всем мире довлеет гедонистический дух и самое необузданное веселье, ибо именно во время веселья постигнет веселящихся пагуба; как стремительно развиваются всяческие реал-шоу, даже геополитические, похожие на практиковавшиеся в Древнем Риме в канун появления христианства массовые кровавые оргии (несмотря на свою кровавость, сохраняющие тональность игры), как множатся новые болезни, как «мужчины, оставивши естественное употребление женского пола», разжигаются «похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1, 27).

   Самое до трепета впечатляющее из сбывшихся пророчеств: христиане рассеяны среди народов, служат различного рода националистическим духам и разобщены, и только Алия еврейского народа в Землю Обетованную, - этих левитов, символически нарекающих будущее Цекви, - позволяет надеяться, что и двенадцать братьев их - семья христианских народов, - смогут некогда обрести свою Святую Землю.

     В настоящее время даже светское человечество не имеет дела, которое превратило бы человечество в сложную, целостную, насыщенную жизнью субъектность. Человечество сегодня не столько субъект, сколько тесто, восходящее на дрожжах НТП. На нашей планете отсутствует структура, которая в обстановке высочайшей ответственности воплощала бы коллективную волю землян. У человечества нет единой стратегической цели, лишь вялые попытки реагирования на вызовы, которые предъявляет возмущенная окружающая среда. И во главе - ООН: дряхлая, немощная, уже давно себя пережившая, абсолютно недемократическая организация. Коалиции различных государств преследуют свои шкурнические интересы и лишь случайно они могут пересечься с проблемами всего человечества. Страны и нации, корпорации и домашние хозяйства выстраивают различного рода стратегии и планы, добиваются их реализации, но не человечество в целом. У человечества нет единой стратегии, разве что в домыслах конспирологов, которые обычно крестятся, как только заслышат о "мировом правительстве".

     Вина за такое положение вещей концентрируется в идеологии перезрелого гуманизма. Идеология гуманизма в современном контексте идентифицирует человечество посредством гордыни превосходства над природой (а не в смирением перед Богом): мы не волки, не крысы, не растения, - мы люди. С другой стороны, признается, что человечество – это часть природы (самая лучшая). В результате возникает противоречие, разъедающее человеческую духовность. С одной стороны, общество ведет наступление на природу, безжалостно подчиняя ее, однако, поскольку общество определяет себя лишь посредством природы, подчиненное ее положение приводит к несвободному состоянию и человеческого общества. С другой стороны, природа сублимируется внутри общества, выступая в нем в качестве стихии рынка, с его «невидимой рукой», нам напоминающей руку Ч. Дарвина. Предоставляя природе свободу, человек оказывается рабом собственной природы, что выражается в тысячах образцов пристрастного поведения западного человека.

     Итак, гуманизм не может объединить человечество уже потому, что он сам противоречив. В итоге мы имеем два гуманизма – восточный и западный; восточный гуманизм абсолютизирует общество, западный гуманизм – естественный порядок вещей – очеловеченную природу, потребности отдельной личности.  Эти два гуманизма нельзя объединить, потому что каждый из них нуждается в своем антиподе, нуждается не в качестве партнера, а в качестве противника. Здесь можно вспомнить, как лихорадочно Америка искала врага после падения Советского Союза (и вот из-за простодушности России, недавно попавшей в медвежий капкан под названием "Крым", поиски Соединенных Штатов близятся к концу). И как быстро Советский Союз стал загнивать в период разрядки напряженности между Востоком и Западом.

      Ни один из модусов гуманизма в этой борьбе не в состоянии победить. Но быть может, естественный порядок вещей, сам ход всемирной истории, вызовы со стороны окружающей среды приведут к тому, что человечество осознает себя единым субъектом и разработает единую стратегию освобождения? А два модуса гуманизма станут костяками двухпартийной системы единого демократического процесса Земли, и борьба между ними приобретет конструктивную синергетическую форму?

 Происходит глобализация, размывание государственных границ, наконец, есть такой феномен как Европейский Союз, расширяющийся на восток. Можно ли верить в то, что определившиеся тенденции вместе с всеобщей либерализации приведут в действие процесс глобальной демократизации, причем демократизации не по странам и по народам (когда демократические страны недемократическими методами управляют странами недемократическими и демократическими), а подлинной вполне структурированной мировой демократии, когда Генеральная ассамблея ООН имеет не совещательный голос, а решающий, когда имеется две палаты ГА ООН и каждая из них избирается прямым, равным и тайным голосованием населения Земли?

    "Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, - И обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи… И изрек я пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них». (Иез. 37, 1-2, 7-8)

    Не верится ни в Европейский Союз (в силу отсутствия в нем пассионарности), ни в счастливый финал глобализации.

  Естественный порядок вещей – западный идеологический фетиш, в нем действительно нет духа, и мы не верим, что он способен привести к единству все человечество. Не хватает свойственного Востоку активного движения общества, направленного не против природы, а в сторону всечеловеческого единства. Китай не осмеливается поднимать вопрос о мировом демократическом правительстве, поскольку сам он весьма не демократичен. Индия скована исламским сепаратизмом и опасается интернационализировать свои внутренние проблемы, что неизбежно придется сделать, если мировая демократия властно утвердится. Так обстоит дело с каждой страной: миром правит шляхетский принцип  liberum veto, и каждый Шляхтич не в состоянии отказаться от своей блокирующей акции.

Почему Соединенным Штатам не взять на себя бремя установления мировой демократии, ведь, казалось бы, они больше всего этим озабочены? Но тогда им пришлось бы опять оказаться в рамках судьбоносной для Америки дилеммы: федерализм или изоляционизм? В настоящее время Америкой правит фактор Юга: демократия навязывается всем странам, но сами Соединенные Штаты предпочитают быть суверенными в отношении мировой демократии. Только один пример: отказ Соединенными Штатами от подписания Киотского протокола, подписанного большинством развитых стран. И всё же Юг потерпел поражение в Гражданской войне XIX века. Будем надеяться, что это великое событие имело пророческий для всего мира характер.

      Имеется полное понимание насчет того, что мировая демократия без насыщенной конструктивными геополитическими идеями партий, без благородного элитарного мышления, без системы, которая обусловила бы серьезную ответственность, как народных избранников, так и голосующих за них, окажется ширмой для самого дебелого тоталитаризма. Но уже теперь идея мирового демократического правительства оказывается хорошим подзадоривающим к серьёзной дискуссии аргументом. Неужели ситуация, когда Франция или Россия может заблокировать резолюцию всего человечества, а миллиардная Индия (столь же демократичная, как и Россия) имеет такой же «совещательный» голос, что и герцогство Люксембург, не свидетельствует о маразме современной геополитики?

    О мировом демократическом правительстве много говорили сразу после Второй мировой войны, пока нации не утратили пассионарность, но теперь оно нужно гораздо больше: у нас общий воздух, общие океаны, рыбные ресурсы, один космос, вопрос о налогообложении ТНК, растущее неравенство в мире, проблема ядерного разоружения… Решать эти проблемы договорным путем невозможно. Здесь нужен постоянный исполнительный орган, контролируемый не отдельными странами, а всем населением страны.

     Для меня величайшей загадкой современной истории является то, что, казалось бы продвинутые духовно, народы десятки лет мирятся с шляхетским абсурдом, а у совершенно естественной, идеи мировой демократии не только нет сторонников, но эта идея даже не обсуждается. Все народы молятся националистическим божкам и слепы на глобальное видение. Очень странно наблюдать тотальное распространение мифа о том, что будто бы Соединенные Штаты навязывают демократию по всей планете, хотя, на самом деле, Соединенные Штаты сегодня являются глобальной антидемократической силой. Будем ли мы считать господство банды разбойников над городом, атаман которой выбирается по всем канонам демократии, демократией? Так ведь считают же! Можно было бы просто посмеяться по этому поводу, но следствием этой слепоты является столь же слепая реакция: демократию перестали уважать, народы говорят о суверенной демократии, в контурах которой угадывается не очень умный тоталитаризм, - вместо того, чтобы создать институты мировой демократии и потребовать подчинения им всех мировых гегемонов, в том числе и Соединенных Штатов.

 

См.Насколько актуальна стратегия Общего Дела?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА