КУДА ВОЗНЕССЯ ХРИСТОС?
На
иконе изображено событие вознесения Христа, происшедшее на 40-й день после Его воскрешения. Описывается в Лук. 24, 50-52 и Деян. 1, 4-11. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». (Лук.1, 9) Возникает вопрос: куда вознесся Христос? На Небо? Было время, когда Небо мыслилась как некая эмпирическая реальность, но ныне существует четкое понимание, что Небо – это метафизическая реальность. Да и Христос говорил: «и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь». (Лук. 17, 23) Таким образом, можно констатировать: нет такого потаенного места, в котором пребывал бы Христос.
Предание и Писание Церкви видит Христа находящимся одесную Отца, то есть, сидящим по правую руку Его. Но Бог есть Дух и мыслить Его в человеческом образе некорректно. Вдумаемся в ветхозаветные слова, из которых проистекает это предание толкования:
"Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». (Дан. 7, 13-14)
Ангел разъяснил пророку Даниилу суть этого знамения:
«Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: "эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков". (Дан. 7, 15-18)
В настоящее время этого нет. Планетой правит националистическая идеология многих племен и народов. Христиане раздроблены и разобщены.
Стало быть, речь идет о будущем. Будущее – вот то место, в которое вознесся Христос и где правят святые.
Давайте немножко пофантазируем и попытаемся изобразить совершенное общество, пронизанное духом Христовым, - Царствие Божье. Просто абстрагируемся от того, может ли получиться в реальности нарисованная фантазией картинка или же падшая природа человека победит.
Нам идеальное общество видится таким:
Все люди братья. Все любят друг друга и заботятся друг о друге. В любви этой нет монотонности и энтропии: для каждого из человеков есть те, которых он желает видеть друзьями в большей мере или в меньшей мере. У каждого мужчины есть возлюбленная женщина, у каждой женщины есть возлюбленный мужчина. Есть радости, но есть и труды. Вспыхивают, горят ярким пламенем и со временем находят примирение негреховные страсти. Высокие чувства не только тихи, но и при определенных обстоятельствах превращаются в мощный шторм. В испытаниях, в очистительных страданиях торжествует вечная юность. И над всеми частными интересами, потребностями и страстями возвышается вдохновляющее дело преображения Вселенной и воскрешения и реанимирования всех мертвых и тех живых, которые нуждаются в том, чтобы обрести дополнительную веру жизненности. Особенно большое внимание уделяется слабым и немощным, душой и телом. И есть развитие всех и вся в активном и пассивном залогах.
Каждый человек этого общества достиг поставленную Богом цель – стать подобным Богу. Но не как индивидуальность, иначе было бы много богов: все они представляют собой единый Божий организм – Тело Христово. Подобно тому как некогда одноклеточные, интегрировавшиеся в единое целое, стали организмом, человеческое общество из конгломерата эгоцентрических индивидов и эгоистических наций волей Божьей трансформируется в единый организм Христа и его правительство станет центром самосознания Христа. Бог здесь будет всё и во всём.
Ап. Павел: "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос". (1. Кор. 12, 8-12)
Вот куда, на наш взгляд, вознесся Христос. И вот почему Его нет смысла искать в пространстве. Вот смысл церковной Евхаристии, в ходе которой мы вкушаем часть Тела и клянемся жить по любви и к ближним своим относиться так, чтобы части Тела стали единым восстановленным Телом Христа, в том будущем мире, которое зовется Царствием Божьим.
В Царстве Божьем времени не будет. Ведь время - это непроницаемость будущего и невозвратность прошлого, тогда как в Царствии будущее станет в общих чертах абсолютно прозрачным и каждый человек сможет при желании пересмотреть свое прошлое (ибо для Бога нет ничего невозможного). В этом смысле Царство Божье, взятое в своем абсолютном значении, не в прошлом и не в будущем, но существует вне времени, в вечном настоящем и потому всегда очень близко нам. Но всё же для нас оно в будущем, а потому не может грубо вторгнуться в нашу жизнь и навязать свои порядки, как мыслят религиозные ханжи. Царство Божье выше нас, как выше нас наше блистательное будущее, но всё же его Святой Дух дан нам в качестве залога (2. Кор. 5, 5) - (смотрите ФАВОРСКИЙ СВЕТ), и Царствие зависит от нас и нашего выбора. Будем жить правильно, состоится Царствие, не будем – оно явится нам извне, как агрессия и нашествие, как тать, как вор, как нечто убийственное для человеческой истории, ее, историю человечества, навсегда отменяющее.
В этом смысле Царствие Божье производно от нашей веры: не от той примитивной веры в факт, которая ничем не отличается от досужего знания, а от евангельской деятельной веры истинного верующего, который, поверив в осмысленность своего желания, если и горе скажет сдвинуться в море, сдвинется гора.
Вера без дел мертва. И наша общая вера мертва без Общего Дела.