Три ущербности философии Николая Фёдорова

ТРИ УЩЕРБНОСТИ ФИЛОСОФИИ

НИКОЛАЯ ФЕДОРОВА

Проект Николая Фёдорова должен быть воскрешен из глухоты забвения и стать всечеловеческим делом. Однако ветхое тело философии мыслителя должно быть заменено духовным телом. Так определяется основная задача нашего сайта. В заданном контексте выделим три ее существенные ущербности, устранив которые мы надеемся преобразить учение Федорова, сделав его современным и актуальным.

В Федоровском проекте стушевана роль личности Христа в глобальном деле воскрешения мертвых и преображения Вселенной. Это не значит, что Христа в Его учении вообще нет. Он таинственно присутствует чуть ли не на каждой странице его произведения. Когда проповедуемая Федоровым общечеловеческая солидарность достигнет такой степени интенсивности, что для объединенного человечества уже не будет абсолютно мертвых людей, но только живые или потенциально живые, то это будет означать обрететение целого Тела Христова. Как в органическом теле боль и ничтожной части организма ощущается всем телом, так и в Теле Христа безвозвратная смерть даже одного индивида воспринимается как смерть всего Тела.

 Во время храмовой литургии люди причащаются Телу Христа. Но нет еще в Теле жизни. Так, эмбрион в организме будущей матери еще не живет в подлинном смысле этого слова, ведь жизнь человека наступает только после рождения человека.

Церковь есть жена, мучающаяся родами. То, что происходит внутри Храма, есть таинство, символом которого является тайное созревание плода в чреве женщины. Верующие вкушают кусочки Тела и после службы расходятся в разные стороны. Теперь одни должны жить так, чтобы эти кусочки соединились в единое Тело. Когда это произойдет, Дух Жизни войдет в Человека, и Человек обретет новую жизнь. Вот этого Духа Жизни Христовой и не хватает учению Федорова, нет явной связи с делом Искупления, осуществленного Христом.

Мы попытались нащупать эту связь в книге «ФАВОРСКИЙ СВЕТ». Но опять-таки только на чисто теоретическом уровне.

В главе 37 книги Иезекииля содержится пророчество о сухих костях человеческих, разбросанных по всей пустыне. «Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них». (Иез. 37, 7-8) И понадобилось отдельное пророчество, чтобы Дух Жизни вошел в мертвое человечество.

Второй ущербностью Федоровской философии нам представляется умаление роли любви между мужчиной и женщиной в деле воскрешения. Смотрите Самая значительная ошибка Николая Федорова.

Третьей ущербностью является преувеличение значения родового быта Фёдоровым. Здесь мы полностью солидарны с Бердяевым:

«Основывать нравственность на натуральном родстве — значит подчинять дух материи. Здесь скрыто основное противоречие Федорова: родственность основана на половом акте рождения в материальной природе, которая ведет к смерти и должна быть преодолена, и эта же родственность есть единственная основа всякой правды и добра. Федоров не видит разложения натуральной родственности и гибели старых устоев жизни. Вечная Детскость, в которой Федоров видит чистейшую сущность христианства, совсем не тождественна с родовым, родственным сыновством и дочеринством. Евангельская детскость не натуральна, как хочется Федорову, а духовна».

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА