Фёдоров о вере

О ВЕРЕ

Николай Фёдоров: "Говоря об испытании вер, мы принимаем слово «вера» не в новом, нынешнем, учено-сословном смысле, т. е. не в смысле каких-либо представлений о Боге, мире и человеке, причем принятие новой веры означало бы перемену лишь в мыслях, усвоение лишь новой мысли. Слово «вера» принимается здесь в смысле старом, народном, ибо русский, как и всякий, вероятно, народ, как и сам Владимир, искал и ищет не знания или догмата, а дела, которое без обязательства, без обещания исполнить его не могло быть и принято. Таков и есть смысл и значение слова «вера»; «вера» в старину значило клятвенное обещание. Символ веры, в его самом кратком виде, есть последнее слово Христа на земле, т. е. завещание; символ веры есть завет второго Адама, подтверждающий завет первого, сохранявшийся в виде культа предков".

"Дать обет и не исполнить его — значит отречься от веры, потому что вера и есть обет, даже клятвенный обет, обет не повторяемый, даваемый раз навсегда. Так и понимали веру, пока оставались верными, а когда изменили обету, то веру обратили из дела в мысль, чтобы не казаться изменниками. Что со стороны отцов завет, то самое со стороны сынов обет; отсюда и единство действия. Осуществление пути, начертанного нам в учении о Св. Троице, должно быть будущею историею человечества, как делом Божиим, чрез нас совершаемым; и в таком осуществлении найдет свое выражение Символ Веры, понятый активно, Символ Веры, доказываемый действием; такое осуществление будет живым доказательством символа живой веры. Этим не прибавляется к символу ни одного слова, но символ обращается в знамение действия, в самое доли, в литургию".

КОММЕНТАРИЙ

В современной лексике «верить» - значит, полагать, что нечто было, где-то есть или когда-нибудь будет. По сути, речь идет об определенном знании. В заданном контексте верить в Христа, - значит, быть убежденным, что Он некогда родился, ходил по земле, творил чудеса, был распят за наши грехи, потом воскрес, был вознесен на Небо и некогда явится во славе Отца. Такой контекст имеет право на существование: вера есть убежденность в существовании невидимых вещей. Но нельзя ограничивать сущность веры исключительно когнитивным (познавательным) аспектом, как это делают некоторые протестанты.

Христос достаточно внятно высказался о вере, чтобы пронять осязаемую разницу между Его пониманием веры и современным её пониманием. Вера Христа имела подчеркнуто деятельный характер: «имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23).

Современная макроэкономика располагает базой для того, чтобы было понято, как именно вера способна быть деятельной. Убежденность великого множества субъектов хозяйствования в крахе конкретного экономического института – предприятия, банка или даже всей финансовой системы – может привести к тому, что этот институт в самом деле рухнет или обанкротится, даже если «объективных предпосылок краха» не было. Напротив, уверенность в будущем конкретной экономической системы может сама по себе создать благоприятную почву для будущего экономического процветания даже на руинах.

Ценность веры возрастает по мере того, как уменьшается ее информоемкость. Нет никакого достоинства в том, чтобы поверить успешному бизнесмену, имеющему солидную кредитную историю, но поверить начинающему никому не известному бизнесмену гораздо труднее и достойнее.

Иррациональность веры подтверждается Евангелием: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». (Лук. 17, 5-6)

Фраза учеников Христа «умножь в нас веру» подразумевала ничто иное, как «покажи чудо», дай явное свидетельство своей мощи» и т.п. Нельзя утверждать на основании этого диалога, что апостолы вообще не имели веры, иначе Христос не избрал бы их, но в тот момент, когда они озвучивали свою просьбу, ясно, о вере они имели абсолютно ложное представление, как и те, кто полагают, что убедительное, насыщенное эмпирическими фактами свидетельство может навеивать веру.

На рынках абсолютно новых и бывших в употреблении товаров часто имеет место так называемая асимметричность информации. Например, продавец знает лучше свой продаваемый товар, нежели покупатель. Это может привести к кризисной ситуации неблагоприятного отбора. Покупатель, желая подстраховаться на предмет возможности обрести некачественный товар, занижает цену спроса. В ответ покупатель может отказаться продавать по заниженной цене доброкачественные товары и будет продавать лишь те, которые соответствуют этой заниженной цене, то есть, недоброкачественные, что с течением времени может убедить покупателя еще больше понизить цену спроса. Так будет продолжаться до полного вырождения рынка, - до тех пор, пока на рынке не окажутся только плохие товары. И чем более сложные и умные товары обращаются на таком рынке, тем больше вероятность того, что на нем будет развертываться гибельная диалектика неблагоприятного отбора.

Важно знать, как преодолевается кризис недоверия на потребительском рынке. Гарантия. Как только продавцы начнут предоставлять ответственную гарантию хорошего качества продаваемого им товара, кризис сразу будет преодолен, и вымывание доброкачественных товаров на этом рынке прекратится.

Суть и полезное качество гарантии состоит в том, что она выражает готовность продавца товаров или услуг взять на себя ответственность и понести определенные издержки, если его благо не будет соответствовать определенным требованиям. Так и в отношении человека: если человек клянется и в качестве залога выставляет свою жизнь, при прочих равных условиях такой клятве можно доверять.

Бог смертью Своей доказал, что Он заслуживает доверия, послав в залог Святой Дух. А раз так, нам надо верить, что эта смерть не была сном, а была истинной смертью Христа. (Что стоила бы временная смерть Христа, кроме как «заснул – проснулся»? Поверили бы мы в залог в форме "неразменного пятачка") Стало быть, когда Христос возносился, Он вознесся не в космос, а в то будущее, в котором люди едины, как единое Тело [Христа], которое теперь зависит от нашей свободной воли, как зависит от нашего выбора всё будущее. Это, если хотите, логика: не мог Бог потребовать веры в Него, не предпослав нам такой парадоксальный, внешне умопомрачительный, залог.

Несколько иначе об этом в ЕВХАРИСТИЯ, а также в КУДА ВОЗНЕССЯ ХРИСТОС?.

Такой бог заслуживает веры, но понятно, что это должна быть деятельная вера. А потому, произнося Символ веры во время Евхаристии, мы не просто убеждаем друг друга в фактичности и историчности того, что содержится в Символе, но и даем клятву поступать определенным образом – так, чтобы всё это сбылось.

Итак, что касается сущности веры, Фёдоров полностью прав: усвоив кусочки Тела Христа, мы расходимся в разные стороны, но должны жить так, чтобы Частицы сложились в воскресающее Тело Христа и мы в Нём. А это и есть всеобщее имманентное воскрешение.

Николай Фёдоров: "Религия есть дело воскрешения, только в виде неполном, в виде таинства. Сами того не сознавая, объединяясь, мы участвуем в деле воскрешения, участвуем в этом деле чрез участие в литургии и в службах к ней подготовительных, обнимающих весь день и всю ночь, чрез участие в Пасхе, в Пасхе страдания, завершающей Четыредесятницу, с неделями к ней подготовительными, и в Пасхе Воскрешения, начинающей собой Пятидесятницу и недели, за ней следующие, в Пасхе, обнимающей, следовательно, весь год. Но, участвуя, таким образом, в деле воскрешения, мы превратили его только в обряд. И пока не будет внехрамовой литургии, внехрамовой Пасхи, т. е. всесуточного и всегодового дела (метеорического, теллурического), до тех пор и воскрешение останется только обрядом и не будет согласия между храмовым и внехрамовым делом".

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА