Основная закономерность Всемирной истории

      Мы говорим о том человечестве, которое прозябает под властью времени и материи, однако по мере того, как осознает свою ответственность за всё, что происходит с людьми и вокруг них, постепенно преодолевает эту зависимость. Таким образом, основная закономерность человеческой истории состоит в том, что вместе с ростом человеческих возможностей, обусловленным накоплением знаний и совершенствований технологий, происходит, или, по крайней мере, должно происходить, и нравственное совершенствование человечества. Причем причиной является, скорее, духовный фактор: порожденный какой-нибудь глобальной ложью нравственный кризис неминуемо вызовет деградацию и экономики общества.

Впервые эту закономерность попытался формализовать К. Маркс в своем учении об экономическом базисе общества и общественно-экономических формациях. В марксизме производительные силы, спонтанно и неудержимо развиваясь, обуславливают изменение отношений собственности, люди постепенно становятся свободными и, наконец, достигают состояния всеобщего братства людей и народов.

1. Сначала люди находятся в поголовном рабстве у природы, в борьбе за выживание, довольствуясь самым необходимым, будучи не в силах посмотреть в небо.

2. В эпоху безраздельного господства восточных деспотий появилось вопиющее неравенство и вместе с ним зачатки науки и религии. Однако даже фараоны, цари и императоры были несвободны и, быть может, даже более несвободны, чем простые люди. Пирамиды, чудовищные идолы, циклопические сооружения возводились не по прихоти человеческих владык. Их нельзя было не возводить, в противном случае правители были бы сочтены слишком легкими на весах общественного мнения. Но появились образы свободных богов и появились первые свидетельства господства человечества над временем и пространством.

3. В античной эпохе возникли первые по-настоящему свободные люди, проникнутые солидарностью, обрело властную силу право, обеспечивающее защиту слабого перед сильным, но свобода существовала вместе с массовым рабовладением, которое ни для кого не считалось предосудительным.

4. Только после Христа рабовладение стало считаться чем-то предосудительным. Но внеэкономическая зависимость одного человека от другого долгое время сохранялась. Помимо этического аспекта, экономическая несвобода стала тормозом общественно-экономического развития. В наше время широкое распространение получило высказывание А. Смита о том, что труд раба более дорог, чем труд свободного человека. Потому что рабство требует дорогой принудительной системы, потому что раб не заинтересован работать творчески, он не будет проявлять инициативу, его трудно научить и т.п. Хороший пример – поражение рабовладельческого Юга в войне с Севером по той причине, что промышленность Юга была крайне не развита и в силу рабовладельческих взаимоотношений и не могла быть развита.

5. В рамках марксистской парадигмы на смену феодализму приходит капитализм. По идее при капитализме все обладают юридической свободой. Но огромная часть людей оказывается свободной и от частной собственности, что создает для них большие проблемы в контексте нормального развития. Распространение массовых зависимостей людей от тех или иных вещей является неслучайным для капитализма и знаменует проявление глубокой несвободы человека.

6. По Марксу капитализм, запутавшись в собственных противоречиях, падет в результате мировой революции. Государство, закончив подавление сопротивления бывших эксплуататоров, отомрет. Но, в действительности, запутался в противоречиях марксизм: первичность развития производительных сил над всякого рода другими отношениями по Марксу вдруг отменяется. При коммунизме общество, то есть, духовный фактор, управляет развитием производительных сил, что противоречит материалистической догме марксизма.      Здоровое ядро в учении Маркса о коммунизме - учение о грядущем братстве народов, оно целиком искупает все софизмы этого учения.

Полагалось, административно-командная система Советского Союза есть временное явление на пути к всемирной революции, но шло время, а мировая революция не наступала, и миссия страны Советов как вдохновителя мировой революции постепенно забывалась.

Следует отметить, что тот огромный скачок, который осуществили народы Советского Союза, обусловлен отнюдь не административно-командной системой, но последняя стала приемлемой и эффективной в силу нового нравственного базиса, основной идеей которой стала деятельная убежденность в братстве людей, свободных от частной собственности, и народов во всем мире. Пока существовал этот порыв, был и прогресс, как только этот порыв был заглушен, Советский Союз остановился и стал умирать.

То, что не смогла сделать несостоявшася мировая революция, постепенно делает глобализация. О братстве народов, конечно, говорить не приходится, но доверие между развитыми странами растет. Если экстраполировать данную тенденцию на ближайшие пятьдесят лет можно будет увидеть идею коммунизма в самых конкретных проявлениях. Однако коммунизм, если бы и достиг победы даже в деле отмирания государства, не стал бы обществом свободы. Реальность технологической сингулярности не оставляет никаких надежд на счастливое будущее. Ад или добровольная судьба постхристианского язычества

7. Чтобы преодолеть притяжение абсолютной виртуальной реальности, требуется Общее Дело с его всеобщим воскрешением мертвых и преображением Вселенной.

Смерть, если представляется абсолютной, есть путь к рабству, а всякое рабство – это тормоз на пути развития. Достижение бесконечной продолжительности индивидуальной человеческой жизни не решит проблему. Утрата фактора конечности жизни спровоцирует кризис идентичности и актуализирует проблему второй смерти. Смотрите О второй смерти. Попытки драматизировать жизнь реанимирует культ страдания, обусловит потребность в нравственном прогрессе и тогда долг перед умершими станет явным.

Итак, Общее Дело не является некой случайной инновацией, но представляет собой естественный итог основной закономерности человеческой истории. Результатом оказывается свободное человечество, господствующее над временем и пространством.

А раз так, то свободное человечество уже есть и стоит перед нами как наш выбор. При этом видеть детерминированность светлого будущего – значит, делать неправильный выбор. По большому счету смертность нашего существа состоит в том, что мы можем сделать неправильный выбор, и тогда мы обречены, тогда мы обречены в Адаме.

      Адам и есть образ того человечества, которое не состоялось. А потому мы начали не с Эдема, а с первобытного родового строя, при котором все люди в поте добывают свой хлеб и являются рабами своей смертной природы. Адам не сумел поверить и захотел проверить, добром или злом все закончится, он стал рабом гномической воли. Он умер не только смертью, но и прошлое его умерло, так что теперь он существует как вариант человеческой истории. Мы все умрем в Адаме, если будем полагаться на фатум, как полагаются те, кто видят грубую необходимость в пришествии Сына Человеческого, в насильственном прекращении истории Богом.  

И если верно православное Предание о нисхождении Христа в ад в Великую Субботу - до Воскресения - и освобождении Адама из ада небытия, то будущее человечество подлинно есть, оставаясь не рожденным и не свершившимся - без нас, сущих в строящемся Теле Христовом.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА