Материалы

Есть ли основание для уверенности, что всё получится?

На чем зиждется ваша убежденность в том, что та структурированная информация, которая позволит нам воскрешать умерших индивидуумов, некогда окажется в нашем распоряжении?

Если говорить об одной только технической стороне дела, воскресить человека можно, лишь располагая информацией, составляющей ядро конкретной личности. И мы видим в последние десятилетия ускоряющийся прогресс в собирании, накоплении и производстве информации.

Вот выдержки из интервью одного из самых удачливых футурологов, создателя ряда систем распознавания речи, Рэймонда Курцвейля:

Возможно, самая важная из осенивших меня догадок, с которой люди быстро соглашаются, но все последствия которой очень медленно доходят до них, касается возрастания темпов технического прогресса. Один нобелевский лауреат недавно сказал мне: «Мы не увидим самовоспроизводящиеся нанотехнологические механизмы по меньшей мере еще лет сто». Да, разумеется, для получения таких организмов потребуется еще сто лет прогресса с учетом той скорости, с которой он протекает сейчас. Однако темпы технического прогресса не собираются оставаться на одном и том же уровне. Согласно моим расчетам они ускоряются в два раза каждые десять лет. Столетний прогресс при текущих темпах развития мы одолеем за двадцать пять лет. Следующие десять лет сойдут за двадцать, а последующее десятилетие - за все сорок лет. Так что XXI век будет эквивалентен двадцати тысячелетиям прогресса с сегодняшними темпами. А достижения XXI века в области изменений и существенных сдвигов будут примерно в тысячу раз превышать результаты века двадцатого.

Кроме того, практически все информационные технологии через год можно будет покупать за полцены. Например, 40 лет назад стоимость транзистора была около одного доллара. А сегодня несколько миллионов транзисторов, причем более быстрых и миниатюрных, можно купить за доллар. 15 лет назад айподы стоили 10 000 долларов, сегодня же - несколько сотен. Мало того, мы получаем мощность в два раза больше за ту же самую цену…

В 1937 году впервые были разработаны принципы работы первого электронно-цифрового компьютера. А первое полностью электронно-вычислительное устройство появилось в 1943-м. С тех пор мощности компьютеров повышались в два раза  каждые три года. Теперь - раз в 11 месяцев. Смартфон, который лежит у меня в кармане, в несколько миллиардов раз более мощный, чем тот компьютер, которым я пользовался, когда учился в университете сорок лет назад. А через 25 лет он будет в сто тысяч раз меньше и еще в миллиарды раз мощнее. И будет интегрирован в наше тело.

Ну а дальше 1945-го – года, в который этот футуролог предсказывает "технологическую сингулярность", - смотреть не берется даже Курцвейль. По-видимому, он не понимает, что предсказал не рай, а глобальный ад, причем неизбежный ад, ибо уклониться от технологической сингулярности, по его мнению, нет возможности в силу доминирования законов межстрановой конкуренции.

Более подробно вопрос о технологической сингулярности рассмотрен в Ад, или добровольная судьба постхристианского язычества.

 

Технологическую сингулярность предсказывают и многие другие футурологи. Эта категория встречается даже в таком серьезном документе как отчет 2007 года Комиссии по экономической политике Конгресса США. Значительная часть футурологов, экстраполируя закон Мура, предсказывают наступление технологической сингулярности еще раньше, чем Курцвейль.

Допустим, с Божьей помощью человечеству всё же удастся не попасть в бездну технологической сингулярности. Попытаемся и мы экстраполировать действие открытого Курцвейлем закона ускоряющегося научно-технического прогресса в далекое будущее. Ведь тем, кто верит в вечность, не так уж и важно, сколько времени понадобится для ее достижения – сто, тысяча или миллион лет. Если, как предсказывают сторонники технологической сингулярности, в 30-х годах XXI века мощность компьютера сравняется с «мощностью нервной системы» человека, то это будет означать возможность воспроизводить и воскрешать всё тело человека, имея в качестве базы физиологию данного человека.

Давайте продолжим экстраполяцию закона Мура и заглянем еще дальше в будущее лет на тридцать.

Каждый человек, осуществляя акты своей жизнедеятельности, постоянно оставляет следы, так что в окружающем мире отпечатлены тысячи и тысячи точных материальных копий живых и умерших индивидов. Если вычислительные мощности человечества возрастут еще в миллиарды и миллиарды раз, тогда, полагаем, человека можно будет физически воскрешать не только на базе имеющейся физиологии, но и по многочисленным отпечаткам его жизнедеятельности. При этом каждый воскрешенный индивидуум будет корректировать процесс  всеобщего воскрешения и расширять его базу. Если не произойдет неких форс-мажорных обстоятельств, для воскрешения всех кроманьонцев (около ста миллиардов человек) понадобится не больше двухсот лет. За это время появятся и технологии, обеспечивающие их безбедное существование.

Таково доказательство возможности всеобщего воскрешения на материалистическом базисе. Если все душевные и духовные кварки и кванты человека имеют соответствующее наличное бытие, а стало быть и эмпирическую форму, то материалисты должны быть удовлетворены этим доказательством. Если же в каждом индивидууме есть нечто уникальное, что никак нельзя выразить посредством эмпирических фактов, то пусть материалисты, позитивисты и агностики срежут это трансцедентное нечто своей бритвой Оккама, которую они держат всегда оголенной. Им незачем волноваться: быть может, подобного рода публику воскресят и без транцедентального нечто в существе каждого из них, и они будут довольны.

Ну а тот, кто не будет довольным, должен признать, что не всё из нашего духовного существа может быть выражено посредством эмпирических фактов. Мы говорим о душе человека, укорененной в вечности, и о духе его, который родственен духу Творца. Здесь простирается иной уровень обоснования.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА