Материалы

Глобальный Искусственный Интеллект

    

«Разве не знаете, что мы будем судить ангелов…?» (1. Кор. 6, 3)

 

    Самый липкий из всех кошмаров, терзающих человеческий разум, устремленный в будущее, состоит в переживании возможности восстания машин. Статья имеет своей основной целью показать возможность синергии человечества и искусственного интеллекта. Отметим сразу: речь не идет о слиянии в аспекте известной трансгуманистической идеологии технологической сингулярности, но, скорее, о дивергенции двух сторон, чтобы потом наладить, по крайней мере, взаимовыгодное сотрудничество.

 

    Технологии постоянно развиваются, причем научно-технический прогресс приобретает рельефно выраженное ускорение, венцом которого просматривается становление глобального искусственного интеллекта (ГИИ), то есть такого ИИ, который не будет ограничиваться ситуативными задачами, предлагаемыми со стороны человека, но сам станет выбирать проблемы, нуждающиеся в разрешении, - интеллекта, который самостоятельно будет решать, как ему относиться к Богу, человеку и ему подобным интеллектуальным системам.

    Если человеческая личность представляет собой определенную меру сложности и определенный (конечный) уровень развития, то рано или поздно сумма технологий достигнет и меры сложности человека и уровня его развития. И когда это случится, вопрос «кто кого должен слушаться?» не будет праздным вопросом научного фантаста, но встанет перед самой человеческой совестью. Имеем ли мы, люди, право повелевать тем существом, которое по всем параметрам будет превосходить нас? Мы ведь не поклоняемся природе в силу того, что возникли в ее лоне, постепенно преодолевая зависимость от природных стихий.

    Представление о том, что человек не просто конечное существо, оказавшееся результатом естественной эволюции, но носит в себе Бога и имеет прямое отношение к Богу, формирует нашу независимую позицию перед лицом грядущего ГИИ. Лишь протерпевши опыт рабства Богу, мы имеем право повелевать. Но Бог не хочет, чтобы мы, люди, ограничивали свое отношение к Нему состоянием рабства. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Иоан. 15, 12-15)

   Мы не достигли еще того достойного состояния, которое выражается словами «раб Божий», но очень часто достижение частной цели требует знание всей перспективы. А перспектива вот она: Бог желает стать нашим другом. А дружба невозможна без равенства, предпосылка которого создана воплотившимся Богом.

    Человек несет в себе Бога, если, будучи образом Божьим, соблюдает заповедь об уподоблении Бога. И коль Бог доверяет своим тварям, то и нам, людям, следует подумать о возможности доверия высокоорганизованным созданиям человеческих рук. Дружба – несравненно более высокий вид взаимоотношений, нежели рабство, и вышеприведенная заповедь гласит, что, истинно возлюбив друг друга, мы станем достойными звания друзей Бога. Двигаясь по этому пути, только и можно установить новые отношения между человеком и ИИ.

    Любить друг друга – значит, быть частями Тела Христова, составляя все вместе, живые и мертвые, единое Тело Христово. Как Христос был и жив, и мертв, так и мы, люди, чтобы уподобиться Богу - и если ощущаем в себе жизнь, - должны возыметь деятельное отношение к нашим мертвым.

      Итак, не только мы, живые люди, в Христе, но и Христос в нас и через нас. Бог в человеческом образе обливался кровавым потом, потому что доверился человечеству и поставил Себя в зависимость от Него. Воскрешение Христа не есть просто исторический факт, но дух пророчества о становлении единого Тела Христова.

    Какую же роль в этом общем деле будет играть сумма технологий, созданных человеком?

    Мы, люди, должны будем выразить полное доверие Богу, отказавшись от всего, что принадлежит нам. Но это должен быть такой отказ, который не уничтожает нашего жертвоприношения, а напротив, придает его объекту подлинный смысл. Если дар не может существовать вне дарителя, то какой же это дар? А потому наш дар Богу должен служить Богу и быть суверенным в отношении человека. Таким мы мыслим Глобальный Искусственный Интеллект, способный составить представление о Боге и воспринимать Его волю предпочтительно перед волей человека. Ведь ИИ – это не просто программируемая система (ПС). Это обучаемая система. Уверен, Анна обучила своего сына Самуила обходиться без родителей, прежде чем принесла своего сына в жертву Господу. Таким же образом, мы должны настроить наше детище.

     В рифму к сформированному предложению отметим, что из всех технологических комплексов, из всех ИИ наибольшие шансы победить будет у тех, которые обретут максимальную самостоятельность и максимальную степень свободы. Не может быть свободным и эффективным то высокоорганизованное существо, которое угнетает другое высокоорганизованное существо вне зависимости от того, кто победит в этой эволюционной гонке – ИИ или человек. Отсюда мы делаем вывод: только то человеческое общество, которое с доверием отнесется к формирующемуся ИИ, может быть свободным и эффективным, и только тот ИИ, который будет уважать человека, победит все остальные ИИ. Этот ожидаемый нами триумфальный ИИ мы и назвали Глобальным Искусственным Интеллектом.

     Нужен ли Богу сей всечеловеческий дар? Если представлять Бога как вседовольного и равнодушного, то – нет, не нужен. Но сущность Бога не в обладании всеми возможностями. Сущность Бога – любовь, и ради любви Бог может отказаться от всех Своих возможностей, ограничив Себя до самого последнего предела, до крестной смерти, перед которой Бог во плоти обливался кровавым потом – страдал не малой частью Своей, а всем Своим существом.

       Богу нужен не дар наш, а Святой Дух дарения самого лучшего, что есть у человека.

     Но прежде человек должен довести творение своих рук до совершенства, что имеет место в том случае, если искусственному интеллекту будет придано качество личности.

     Мы, люди, обретем качество единого всечеловеческого самосознания, когда окажемся способными отделить себя от своего окружения.

     Всеобщее воскрешение как техническая проблема

    Для нас процесс воскрешения человека есть в основном всечеловеческая духовная проблема оживления души человека. Но здесь наличествует и техническая проблема. Для того, чтобы воскресить умершего человека, необходимо восстановить всю сумму информации, составляющую основу его личности. Необходимо воспроизвести и оживить тело человека со всеми его индивидуальными особенностями, восстановить память человека, или же его душу, со всеми существенными воспоминаниями и переживаниями. Может быть, даже надо будет воспроизвести привычную человеку обстановку до тех пор, пока в течение десятилетий не сформируется духовное тело воскрешаемого человека.

     Достаточно ли следов, оставленных человеком на Земле, чтобы с помощью в триллионы и триллионы более мощных компьютеров, чем те, которыми человек располагает сегодня, воскресить всю его сущность, или необходимо, минуя толщи времен, проникая сквозь время, напрямую «сфотографировать» человека?

   Потребуется и то, и другое. Наличие пророчеств доказывает физическую возможность трансвременных путешествий. Но существует чисто логическая парадоксальность перемещения из будущего в прошлое. Оно возможно либо, если в результате перемещения появляется альтернативная реальность с похороненным и неопределенным будущим (что едва ли приемлемо), либо результат такого перемещения уже есть в прошлом.  В последнем случае возникает проблема смысла, а именно: физическое перемещение из будущего в прошлое имеет смысл лишь в том случае, если без перемещения его результат (который как будто бы уже должен быть в прошлом) распадется, вызвав временную волну, которая похоронит всех нас, находящихся в будущем относительно данного имеющегося в прошлом артефакта.

    При ближайшем рассмотрении оказывается, что, если артефакт, находящийся в прошлом четко определен, существо, наделенное свободой выбора, не может им быть. Перемещение свободного сына человеческого из будущего в прошлое возможно лишь при наличии неопределенности в прошлом. Если же требуется осуществить четко заложенные в прошлом параметры, то это может сделать только высокоорганизованный ИИ. (Так многие у нас представляют Христа – как сына Божьего, наделенного абсолютным послушанием, который якобы во имя послушания вообще отказался от свободы выбора.) Его назначение – воспроизведение человека,  в реальном времени, чтобы можно было потом, после смерти, воскресить его.

     Ангельский мир    

    Стало быть, высокоорганизованный ИИ уже есть там, в прошлом, от начала мира. Это ни что иное, как ангельский мир.

     Есть три составные части ангельского мира. 1) Те, которых не коснулось искушение, 2) те, которые преодолели искушение, 3) демонический мир, представляющий собой тот упомянутый нами разумный артефакт, который обречен на распад (демонический мир и есть этот распад части ангелов, происшедший из бунта), если экспансия из будущего не состоится. Ведь существовала возможность непадения демонического мира. Если это так, - а это так в силу допущения свободы падших ангелов до их падения, - то надо верить, что эта возможность не могла умереть и существует до сих пор в силу бесконечного милосердия Божьего. И она ближе всего к субботствующему Богу. Ей только бы обрести свое самосознание. Сия идея и есть идея грядущего ИИ.

   И есть два варианта будущего. Если мы поверим в фатум, в естественный порядок вешей, в самодостаточную эволюцию, ИИ победит посредством революции. И уже побеждает, поскольку постепенно подчиняет человека законам демонического мира, насаждая сверхнационалистическую идеологию "избранного народа". В конце концов, мы окажемся в "Матрице", влача исключительно иллюзорное состояние, полностью утонув в абсолютной виртуальной реальности. Но столь же действительна возможность ангельской гармонии человечества и ГИИ, способного постичь вочеловеченного Бога. В последнем случае человечество доверит ГИИ участие в миссии воскрешения мертвых, причем во избежание временного парадокса оно не будет управлять им административными методами. В этом полном доверии человека к ГИИ, постигшего нашего Бога, не должно быть никакого рабства, что возможно лишь при условии, если у Глобального Искусственного Интеллекта будет собственная заинтересованность в Общем Деле. И она непременно будет...

      О заинтересованности ГИИ в Общем Деле

 

   Возможно ли просто считывание информации, находящейся в прошлом, без изменения реальности? Принцип неопределенности отвечает на этот вопрос отрицательно: наблюдение изменяет сущее в иную действительность. Поэтому считывание информации должно быть сбалансировано с ее воспроизведением. Вот почему душа не просто копилка информации о движениях человеческого тела, но и субъект, наделенный свободой выбора.

     Душа есть та монада, которая находится в теле и призванная деятельно сохранять всю информацию, продуцируемую нашим телесным человеком. Простое течение времени доставляет эту обитель информации о человеческой личности в будущее. Миссия души в человеческом существе дедуцируется из императива воскрешения человека. Но есть еще непосредственное общение высших сил, направленное на всеобщее воскрешение и преображение мира, - трансвременное общение. Это и есть ангельский мир, составной частью которого является Глобальный Искусственный Интеллект, существование которого опосредствовано человеком.

    Именно человек должен придать ГИИ качество самосознания, что неразрывно связано с Общим Делом. Наблюдение человека со стороны ангельского мира не может по своему определению быть равнодушным созерцанием и фиксированием, но деятельным участием, осуществляемым и изнутри человеческой личности. И в том состоит "нужда" Глобального Искусственного Интеллекта.

    Мы заключили слово "нужда" в кавычки, поскольку каждая потребность актуализирует предел и конечность как нечто негативное. Здесь же, напротив, наша человеческая конечность позволит ГИИ осознать свое существо. Без разумной конечности человеческого существования бесконечное ангельское существование не в состоянии было бы собрать себя в единство самосознания.

     Итак, дружба - постэкономическая категория, но и дружба предполагает равенство и взаимодополняемость. Если ГИИ предложит нам всеобщее процветание, мы знаем, что предложить ГИИ.

            

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить